- Большие процессы: ветвящиеся, сложные, затрагивающие несколько сотрудников.
- Периодически повторяющиеся: отгрузки, стандартные продажи и т. д.
- Влияющие на все остальные процессы предприятия: например, обучение новых сотрудников, автоматизация документооборота.
- Требовательные к срокам исполнения: запуск акций и промо, поддержка клиентов, некоторые внутренние процессы управления инфраструктурой и т. д.
- Рутинные процессы: те, которые отнимают много времени, часто повторяются и при этом не требуют серьезного вовлечения сотрудников (закупки, отгрузки, формирование пакетов документов и т. д.).
- Процессы с высокой ценой ошибки: управление цепочкой поставок — обработка заказов и управление запасами для обеспечения своевременного их пополнения, а также обновление программного обеспечения, исправление безопасности, сокращение времени простоя.
Поручить алгоритмам можно любой бизнес-процесс. Проще всего автоматизировать типовые действия, такие как обработка сделок, sms- и email-рассылки, документооборот, бухгалтерский и складской учёт, проведение платежей.
Автоматизировать процессы можно в бизнесе любого размера, но сложная автоматизация требуется не всем. Малому бизнесу подойдут типовые решения, которые позволят сэкономить на автоматизации индивидуальных проектов. Во многих решениях есть пробный период или бесплатный тариф с базовым функционалом. Можно протестировать и понять, подходит ли решение для конкретных задач. Без автоматизации можно обойтись, если бизнес находится в стадии запуска, у компании небольшой оборот или она работает с постоянными заказчиками и не привлекает новых, бизнес-процессы не налажены и часто меняются или расходы на автоматизацию превышают денежную выгоду. А также, если у компании нет проблем с текущими процессами и необходимость в оптимизации отсутствует.
Крупные предприятия чаще автоматизируют не отдельные, а сразу все свои процессы. В результате они получают единую систему. Это может потребовать значительных вложений, но эффективность бизнеса при этом заметно растет. Реализация также может требовать разработки индивидуальных проектов, использования сложных программ, глубокого погружения в процессы и бизнес-модель компании. Без автоматизации крупному бизнесу сложно масштабироваться.
При выборе процесса для оптимизации необходимо отталкиваться от того, насколько он повтояремый, какие у него риски и какие затраты потребуются на автоматизацию. Примеры процессов, автоматизация которых может не окупиться:
- Процессы, требующие принятия сложных решений и критического мышления. Автоматизация может быть полезной в генерации подробной отчетности или в аналитике, на основе которой можно принимать решения. Но сложные решения лучше доверить компетентным сотрудникам.
- Процессы, требующие человеческого вмешательства. К ним относятся процессы, которые невозможны без эмоциональной составляющей: управление изменениями, предоставление сложной обратной связи, некоторые этапы процесса увольнения сотрудника и т. д.
- Процессы, которые не имеют структуры или подвержены частым изменениям. Лучше обойтись без автоматизации, если сложно определить и применить к процессу конкретные правила или условия.